Святитель Кирилл Лукарис, Патриарх Вселенский и реформатор (1572-1638)

В Библии, Слове Божьем, сказано: «поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же!» (Евр.13:7,8)
Вспоминая святителя Кирилла Лукариса, патриарха и реформатора, как и других многих святых мужей Божьих, мы восхищаемся Господом Богом дивным во святых Своих! Иисус Христос и сегодня живет в наших сердцах. Бог Всемогущий и сегодня также прощает грешников, исцеляет больных, восстанавливает семьи, ведет к совершенству души людей как и две тысячи лет назад! «Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним», (Деян.10:38) так и сегодня Он помазывает нас, верующих в Него во имя Христа! Иисус Христос живет теперь в нас, в сердцах верующих, (Кол.1:27; 2Кор.13:5) а это значит Бог с нами, это значит, что через нас Господь Святой может совершить Свою волю как совершал ее через Сына Своего Иисуса Христа.
Согласно Библии мы должны подражать жизни Иисуса. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». (1Пет.2:21) В подражании Христу лежит земной путь истинного христианина, и первоочередное в этом духовном восхождении — молитва к Богу.
В Новом Завете есть множество примеров молитв Иисуса Христа. Сам Он учит нас обращаться к Всевышнему Богу как к своему Отцу Небесному. (Матф.6:9, Лук.11:2) Сам Иисус часто пребывал «всю ночь в молитве к Богу» (Лук.6:12; Мар.6:46; Матф.26:39). «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение». (Евр.5:7)
Иисус молился только к Богу. Он не молился умершим пророкам и царям, ангелам или еще кому. Иисус не искал никаких посредников к Богу. Мы, христиане, если только мы настоящие христиане, должны обращаться лишь к Богу в своих молитвах. Лишь перед Богом только нужно открывать самое интимное в нас – наше сердце, наш дух. Лишь Бог является вездесущим, всезнающим, истинно благим, добрым.
Мы, православные христиане, как и христиане других деноминаций должны также молиться Небесному Богу Отцу во имя Иисуса Христа. «Во имя» («Бешем», - евр.) означает не только произносить имя Иисуса, но самому пребывать во Христе. Мы ни в коем случае не должны молиться и поклоняться матери Иисуса Христа Марии, каким либо другим умершим святым или ангелам, но исключительно Господу Богу! Сам Иисус основу веры выразил вполне определенно и понятно: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Матф.4:10)
Всевышний Бог Сам это заповедовал нам: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». (Исх.20:2,3)
Когда христианин молится кроме Бога кому либо еще, как «спасителю» (например: «пресвятая богородица спаси нас») или как посреднику («моли Бога о нас»), то это выказывает: 1) многобожие, выражающееся в наделении умерших людей и ангелов божескими свойствами всеведения и вездеприсутствия. По мнению христиан, отравленных ядом многобожия, духи умерших и ангелы, к которым они молятся, становятся как бы ходатаями их перед Богом. По мнению этих обманутых многовековой ложной религиозной пропагандой верующих, умершие братья и сестры наши должны выслушивать гораздо больше молитв, чем сам Господь Бог;
2) неверие во всемогущество и благость Бога, неверие в кровь Иисуса Христа, которой было пролито достаточно для того, чтобы спасти всех людей, и чтобы каждый человек имел возможность прийти к Богу.
Многобожие же является прямым нарушением Первой Заповеди Творца и для нас, христиан, не допустимо.
В Православном Церковном Календаре вспоминаются сотни имен святых мужей и жен Божьих - праведников, мучеников, преподобных, святителей, просветителей - но мы не должны молиться этим умершим святым, а подражать их самоотверженной вере и любви к Богу. Апостол Павел писал к Коринфянам: «умоляю вас: подражайте мне, как я Христу», (1Кор.4:16) а в своем послании к Филлипийцам он писал: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». (Фил.3:17)
Иоанн Златоустый, Василий Великий и многие отцы древности именно так и учили, продолжая библейскую традицию, что наше почтение перед памятью умерших святых выражается в подражании их жизни и подвигам, но ни в коем случае не в молитве им, что противоречило бы Библии.
Рассказывая о жизни и деятельности Кирилла Лукариса, мы всю славу воздаем только «Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь». (Еф.3:20,21)

Святитель Кирилл (Константин Лукарис) родился 13 ноября 1572 года, на острове Крит. Родители при рождении назвали его Константином, и это имя он носит до принятия монашества и священства. Отличающийся необычайной любознательностью, еще двенадцатилетним мальчиком он поступает в церковную школу в Венеции.
С семнадцати до двадцати трех лет он учится в известном своим либеральным духом университете Падуи, где в то время преподавал знаменитый Галилео Галилей.
После окончания обучения в 1595 году он был пострижен в монашество с именем Кирилл и был рукоположен как православный священник. Принятие священства происходило в Стамбуле, бывшем Константинополе, центре Православной Церкви. В этом городе он впоследствии проведет много лет, исполняя обязанности архиепископа и патриарха Вселенской Православной Церкви. Однако, занимался он и другим родом деятельности. Святитель Кирилл с самого начала своего служения в сане священника становится известен как неутомимый миссионер и проповедник.
Именно Кириллу Лукарису суждено будет положить основание православному реформаторскому, обновленческому движению. Патриарх Кирилл через сто лет после Мартина Лютера, начавшего Реформацию на католическом Западе, поднял знамя Реформации на православном Востоке.
В это время разворачивались интересные политические события в мире. Новый король Польши, испытывающий сильную симпатию к Риму, заставил Православную Церковь подписать унию с Римской Церковью. А против всех церковнослужителей, отказавшихся примкнуть к новой униатской церкви, принимаются жестокие меры. Белоруссия и Украина в то время входили в состав Польско-Литовского королевства. К концу XVI столетия, с разгрома протестантской Реформации в Западной Руси, закончился т.н. Золотой Век Белоруссии. После великого белорусского реформатора Микалая Радзивилла Черного не было больше политиков, которые способны были бы продолжить дело Обновления Христианства и Реформации на Руси. Это было время суровой контрреформации как на территории нынешней Белорусии, так и в других стран, входивших в то время в состав польско-литовского королевства.
Патриарх Александрийский, родственник святителя Кирилла, отправил его и еще одного священника посланниками в Польшу, чтобы выразить свой протест против действий, совершаемых властью. Традиционный православный цезарепапизм сыграл в этом королевстве с православной церковью злую шутку. Когда властям была нужна независимая национальная церковь, Православная Церковь была свободна от власти Рима, но когда политикам стал нужен союз с Европой, объединенной под безбожной властью папы римского, союз с этим новым Вавилоном, Православная Церковь подчинилась безбожной унии с папой.
Кирилл Лукарис со своим спутником прибыли слишком поздно, чтобы можно было повлиять на ход событий. И, несмотря на то, что товарища Кирилла вскоре убили, сам он решает остаться в Польше, чтобы по возможности оказывать поддержку преследуемым православным христианам. Он приходит к выводу, что слабое сопротивление могущественному Риму объясняется, прежде всего, глубоким невежеством, царившим среди самих православных священников. В первую очередь это было библейское невежество. Будучи в течении нескольких лет ректором церковных учебных заведений, он пытается изменить ситуацию. Изучая Священное Писание, Кирилл Лукарис находил, что оно не только обличает многочисленные заблуждения католицизма, но и самой православной церкви. Православие, отколовшись от вселенской системы католицизма, продолжало нести в себе многочисленные ереси и заблуждения некогда единой религиозно-мафиозной коррумпированной и политизированной системы. Православно-католическая система формировалась с IV века и к моменту официального раскола в 1054 году она уже была уже полностью сформирована.
Святитель Кирилл постоянно общался с протестантскими церковными деятелями, которые испытывали сильное давление со стороны короля-католика. Общая беда сблизила их друг с другом и, именно с этого момента, у молодого Кирилла пробудился сильный интерес к учению Протестантских Церквей. Можно предполагать, что в эти месяцы пребывания в Польско-Литовском королевстве, когда будущий вселенский патриарх напрямую общался с библейски верующими христианами и пасторами местных протестантских церквей, формировались идеи Реформации в Православной Церкви.
В 1601 году Кирилл Лукарис возвращается из Польско-Литовского королевства в Африку. Лежащий уже на смертном одре патриарх отзывает Кирилла назад в Александрию. Через несколько дней после его приезда патриарх умирает, и Кирилла Лукариса избирают его преемником. Таким образом, в 29 лет Лукарис стал патриархом на древней африканской кафедре. Вскоре молодой энергичный патриарх Кирилл решает перенести центр религиозной жизни из, пришедшей в упадок, Александрии в бурлящий событиями город, который имел мировое значение, Каир. Там он знакомится с новым нидерландским посланником в Константинополе пастором Корнелиусом Гагой. Дружбу с этим человеком Кирилл сохранит на всю жизнь. Корнелиус Гага знакомит его с нидерландским теологом Эйтенбогартом, с которым он длительное время переписывался. Гага также заботится о том, чтобы патриарх не испытывал недостатка в кальвинистской литературе.
Другим человеком, оказавшим большое влияние на Кирилла, был немецко-нидерландский купец Давид де Вильхем. Из оживленной переписки с этим известным протестантом ясно, что в данный период Кирилл все больше склоняется к необходимости Реформации.
Святитель Кирилл начал все больше и больше понимать, что в современной ему Православной Церкви Священному Писанию отведено слишком незначительное место, в то время как непомерно большую роль в ней играет предание. Большая же часть православного исторического предания прямо противоречила Священному Писанию. В результате этого Церковь, незаметно для себя, отошла как от положений Вселенских Соборов, так и от учения первоапостольской Церкви Христа. Патриарх Кирилл с прискорбием отмечает, что на патриаршем престоле в Константинополе восседают только церковные деятели, заигрывающие с Римом и не противостоящие римо-католическому влиянию на православие. Его мнение разделяли многие патриархи и митрополиты. Под угрозой была самостоятельность Греческой Церкви и всего православия. Ей угрожала уния с безбожным католическим Римом, душащим Реформацию и всякую свободу. Римо-Католическая Церковь в те столетия была во многом той самой апокалипсической Великой Блудницей, упоенной кровью христиан, желающих верить так, как сказано в Писании (сравни с Иоан.7:38). Миллионы жертв инквизиции и контрреформации показали воочию многим народам земли сатанинскую сущность этой криминальной религиозной системы.
После смерти в 1621 г. в Константинополе Вселенского Патриарха, его место занимает святитель Кирилл. В то время на Востоке было мало что известно о его реформатских взглядах. На Западе же дело обстояло иначе. Там с пристальным вниманием следили за развитием событий. Так, нидерландский посланник Корнелиус Гага устанавливает все более тесные отношения с патриархом. Через Корнелиуса другому протестантскому английскому посланнику сэру Томасу Ро удается в скором времени подружиться с просвещенным патриархом греческой церкви. Патриарх Кирилл оказывается в центре политических и межцерковных конфликтов. Дело в том, что торговые интересы Англии и «Республики» начали утверждаться здесь, тем самым вступая в противоречие с интересами давно существовавшей на местном рынке католической Франции. И в то время как первые две страны покровительствуют реформатскому учению, посол Франции верой и правдой служит католическому Риму.
На Востоке в то время вовсю действовало «папское КГБ», орден иезуитов. Монахи этого ордена главной своей целью видели укрепление папизма и борьбу с Реформацией христианства, борьбу с Богом и Его Словом. Очень скоро иезуиты, пользовавшиеся в Константинополе большим влиянием и почти полностью контролировавшие здесь систему образования, стали замечать, что новый патриарх разделяет библейские взгляды протестантов. С помощью подкупа они склоняют представителей турецкой администрации к ссылке патриарха Кирилла. Патриарх был арестован и отправлен в ссылку. Через три месяца протестантским посланникам удается вернуть Кирилла с острова Родос, где он пребывал в ссылке. Кирилл осознает всю опасность его противников и понимает, что на проведение реформы осталось мало времени. Он принимается за работу. Пребывая на Родосе в ссылке, патриарх Кирилл Лукарис подготавливает целую программу необходимых Православной Церкви реформ.
Основные усилия Патриарх Кирилл Лукарис направляет, прежде всего, на борьбу с грубым невежеством, царившим среди константинопольского православного духовенства. Он решает изменить деятельность патриаршей академии, сгруппировав вокруг себя самых просвещенных людей и знатоков Библии. Ему удается ввезти из-за границы печатный станок, используемый, прежде всего, для печатания Библии и для борьбы с католической контрреформаторской пропагандой. Иезуиты сразу почувствовали, что ситуация начинает складываться не в их пользу. Тут же разворачивает свою активную деятельность только что основанная «congregatio de propaganda fide».
После того как усилия специального посланника Папы римского, направленные на то, чтобы переубедить Кирилла, не принесли успеха, иезуиты с помощью солдат турецкого великого визиря уничтожают печатный станок. Поводом послужило то, что Кирилл, якобы, в одной из публикаций оскорбил Ислам. Когда же выяснилось, что это ложь, английский посланник заявил визирю протест, вследствие которого иезуитам пришлось покинуть Константинополь. Однако их отъезд был лишь временным отступлением, напряжение же продолжало нарастать. Свобода от католического засилья была недолгой.
В 1628 году уезжает один из защитников патриарха Кирилла и первых ростков Реформации в Православии - английский посланник, который перед отъездом в качестве дара королю Англии получает от Кирилла Лукариса только что найденный на Афоне, так называемый «Синайский кодекс». В настоящее время «Синайский кодекс» хранится в Британском музее. Заслуга патриарха Кирилла в обнаружении «Синайского кодекса» велика, ведь именно по его приказу из монастырских тайников и хранилищ были подняты хранившиеся там рукописи Библий.
Благодаря реформаторской деятельности патриарха, Слово Божье стало доступно большинству простого греческого населения! Библия печаталась на понятном людям языке. К сожалению, с новым преемником английского посланника святителю Кириллу не удалось наладить тесные отношения. Надежда оставалась только на нидерландского посланника. Правда, год спустя в посольстве Нидерландов появляется новый пастор. По просьбе Гаги церковный совет Женевы дает этому молодому гугеноту соответствующие инструкции и тот выражает готовность содействовать Кириллу в духовной борьбе, разгоревшейся в Константинополе. Сам пастор Антуан Леже, так звали этого молодого человека, хорошо владел языками Библии, бегло говорил по-итальянски, который являлся мировым языком того времени. Именно Антуан Леже помогал святителю Кириллу в его попытках реформировать Греческую Православную Церковь. Молодой пастор Антуан оказывал Патриарху Кириллу Лукарису дружескую поддержку и побуждал его к более активным шагам. Его, как и Кирилла, приводит в ужас вопиющее невежество православного духовенства. Он разделяет мнение патриарха о необходимости издавать душеспасительные сочинения. Поскольку святитель Кирилл лишился собственного печатного станка, печатные станки протестантов Женевы были предоставлены в распоряжение православных братьев. В этом проявилась на деле братская христианская любовь.
В 1630 году выходит издание Нового Завета, подготовленное одним из учеников святителя Кирилла. Текст в нем располагался в два столбца: наряду с оригиналом давался перевод на народный язык, «так как, - писал в предисловии святитель Кирилл, - каждый христианин должен иметь возможность читать Библию». Однако многие в окружении же Патриарха придерживались совсем иных взглядов. Они были шокированы этой т.н. «возней вокруг Священного Писания». Это чувство еще больше усилилось, когда они узнали о том, что годом позже, в 1631 г., Кирилл опубликовал на латинском языке собственное «Исповедание...». Незадолго до этого, он получил из Голландии перевод на греческий «Нидерландского исповедания веры» и «Гейдельбергского Катехизиса». Теперь же в своем «Исповедании» он хотел показать Западу, насколько близки реформаторы друг к другу. В то время как религиозный мир на Западе пребывал в радостном изумлении, реакцией восточных Православных церквей был шок. Даже сегодня, спустя почти четыреста лет после написания этого «Исповедания», удивляешься поразительной смелости слова этого вселенского святителя и учителя.
Во второй Статье «Исповедания» святителем Кириллом было сказано: «Мы верим, что Священное Писание является Богодухновенным (theodidaktos), и что автор его есть Святой Дух и никто иной. Мы должны непоколебимо верить в Писание. Ибо как написано: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте». Потому и авторитет его выше авторитета церкви, ибо велико различие в том, говорит ли Святой Дух или же язык человеческий. Ведь последний по неведению может заблуждаться; он может совратить с пути истинного, либо сам сбиться с него. Божественное Писание же не может сбиться с пути истинного и не может заблуждаться. Оно всегда непогрешимо и достоверно». В подтверждении своего этого заявления святитель ссылался опять таки на Слово Творца - Библию: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (2Тим.3:16,17) «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи люди, будучи движимы Духом Святым». (2Пет.1:20,21)
Величайшей заслугой святителя Кирилла было именно восстановление в Православной Церкви непоколебимого авторитета Слова Божьего – БИБЛИИ. Это же необходимо нам, православным обновленцам, сделать и сегодня в Церкви, ведь Библия сегодня является, я думаю, самой непопулярной книгой в современной Православной Церкви. К великому сожалению, не только среди рядовых верующих, но и среди духовенства.

В восьмой Статье «Исповедания» святитель Кирилл Лукарис писал: «Мы верим, что Господь наш Иисус Христос восседает одесную Отца, заступаясь и ходатайствуя за нас. Что Он один выполняет обязанности истинного и законного Первосвященника и Посредника. И что только Он заботится о пастве Своей и управляет Церковью Своею, украшая и обогащая ее всяческими благословениями».
Как и ко всем остальным Статьям «Исповедания», к этой Статье подтверждением служили цитаты из Библии: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». (1Иоан.2:1,2); «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». (1Тим.3:5,6)
В современном Обновленческом Катехизисе 2004 года было сказано: «Реформаторская Православная Церковь признает лишь посредничество Иисуса Христа, Который «один выполняет обязанности истинного и законного Первосвященника!» Ему не требуются помощники в этом, Он один предстоит за всю планету, за каждого из нас перед нашим Отцом Небесным! Реформаторская Православная Церковь призывает всех верных чад Божьих, вверенных ее попечению, возносить свои молитвы Отцу Небесному во Имя Иисуса Христа. «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». (Кол.3:17) «Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа». (Еф.5:20)
Мы должны впредь отказаться от всяческого многобожия, выражающегося в историческом Христианстве в виде молитв матери Господа нашего Иисуса как «богородице» и спасительнице («пресвятая богородица, спаси нас» и («пресвятая богородица, молись за нас») и молитвах многим другим умершим святым как, якобы, «посредникам к Богу». Святитель Кирилл Лукарис еще в XVII столетии авторитетно восстал против многобожия в Христианстве, но сегодня пришло долгожданное время настоящей Православной Реформации.
За столетие до этого в самом начале XVI столетия, когда началась поэтапная Реформация всего мирового христианства, всех пионеров протестантизма объединяла именно уверенность в необходимости освобождения Церкви Христовой от ложной веры и оккультной религиозной практики т.н. «посредников» к Богу, помимо единственного и неповторимого посредника Иисуса Христа, Первосвященника и Спасителя! В начале XVII века пришло время начаться процессу освобождения и Восточной Церкви от культа умерших святых.
В девятой Статье святитель Кирилл писал: «Мы верим, что никто не может спастись без веры, которая оправдывает в Иисусе Христе, которая возникла с жизнью и смертью Господа Иисуса Христа, о которой возвещает Евангелие и без которой никто не может снискать благоволения Божия. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». (Евр.11:6)
Сегодня, как и во времена святителя Кирилла, одним из важнейших пунктов Реформации является восстановление библейского понимания спасения. Это в особенности касается православных священнослужителей всех уровней, ведь правдива народная мудрость, утверждающая, что «каков поп, таков и приход». Если священник не знает Христа, не пережил духовного возрождения и не может четко и понятно указать на истинный путь спасения, на Иисуса, то грош цена ему как священнослужителю. В таком случае «слепой ведет слепых», а должно быть не так, а «святой ведет святых». Еще преподобный Симеон Новый Богослов писал, что «вера во Христа есть новый рай». Святитель Климент Римский также утверждал, что «мы, будучи призваны по воле Его во Христе Иисусе, оправдываемся не сами собою, и не своею мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, в святости сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которою Вседержитель Бог от века всех оправдывал».
«И для того написано: всякий, верующий в Него, не погибнет. Всякий, какого бы состояния ни был, и какому бы падению ни подлежал, но если будет веровать, пусть не опасается погибели... Как скоро кто верует, гнев Божий отступает, и место его занимает жизнь. Итак, веровать во Христа означает приобретение жизни: Ибо верующий в Сына не будет осужден», писал святитель Амвросий Медиоланский.
Ту же тему спасения святитель Кирилл продолжал и в тринадцатой Статье: «Мы верим, что человек оправдывается верой, а не делами. Говоря «верой», мы имеем в виду правду Христову, постигнутую посредством веры и данную нам во спасение. Мы сознаем, что это в высшей степени справедливо и что при этом не умаляется значение дел. Ибо сама истина учит нас, что не следует пренебрегать делами, которые являются свидетельством нашей веры, подтверждением нашего призвания. Однако было бы ошибочно утверждать, что часто делается по слабости человеческой, что вышеуказанного достаточно для спасения человека, чтобы он смог предстать перед судом Христовым и чтобы они принесли ему спасение по заслугам его. Напротив, только правда Христова, дарованная раскаивающимся, оправдывает и спасает верующего».
Сегодня нельзя переоценить значение того, что сделал для вселенского Православия патриарх Кирилл Лукарис. В восстановлении учения о спасении главный ключ Православной Реформации.
В Статье двенадцатой «Исповедания» было записано: «Мы верим, что странническая Церковь освящена и научена Святым Духом. Он выступает истинным Утешителем, которого Христос посылает от Отца, чтобы наставить верующих на путь истинный и прогнать тьму из душ их. Ибо не подлежит сомнению, что странническая Церковь может заблуждаться и выбирать ложь вместо правды. От заблуждения нас освобождает только свет и учение Святого Духа, а не смертного человека, хотя передаваться они могут служителями церкви».
Утверждение, что «Церковь может заблуждаться и выбирать ложь вместо правды» сегодня должно нам помочь преодолеть нашу старый православный недуг, - уверенность в собственной церковной непогрешимости. Если у наших западных братьев генеральным заблуждением стало учение «о папской непогрешимости», то нашей главнейшей проблемой стало мнение, если можно так выразиться, «о коллективной непогрешимости». Святитель Кирилл в этой своей работе библейски ниспровергал и эту твердыню дьявола в христианстве.
Одной же из самых великих заслуг этого православного патриарха-реформатора стало его отречение от религиозного оккультизма, выражающегося в традиционной Православной Церкви в виде т.н. «молитв за упокой». В восемнадцатой Статье патриарх Кирилл писал, что «после жизни нет никакой возможности для покаяния. Сия жизнь - это время благодати». Весь религиозный культ мертвых очень просто ниспровергается Словом Божьим. Многие православные, приходя на наши обновленческие служения, часто удивляются именно этому. Многие задают вопрос: «почему у вас записки только «за здравие», но не поминаний «за упокой»? Часто мне и нашим священникам приходится повторять в ответ и слова святителя Кирилла, но главным аргументом было и остается то, что в Библии, не смотря на то, что о молитве говорится очень много, о т.н. «молитве за упокой» не говорится ничего. Был и остается в Церкви Христовой только один тип молитв за умерших – молитва за воскрешение мертвых. Многие священники традиционных Православных юрисдикциях сегодня прекрасно понимают, что никакими молитвами не возможно хоть как-то даже облегчить умерших грешников или же сделать как-то еще лучше умершим истинно-верующим.

Великое значение имеют и ответы святителя Кирилла Лукариса, опубликованные им в завершении его «Исповедания».
«Вопрос первый: Следует ли вообще всем христианам читать Священное Писание? Ответ: Все верующие христиане должны знать если и не все Священное Писание, то хотя бы наиболее важное. Они должны верить в него, исповедовать и проповедовать его. Этому нельзя научиться из иных источников, кроме как из самого Священного Писания, если читать его или же слушать толкование его верующими людьми. Никому из христиан не запрещено слушать Священное Писание и никому нельзя воспрепятствовать в чтении его; ибо близко к ним Слово, в устах их и в сердцах их. Явной несправедливостью в отношении верующего христианина, к какому бы сану или сословию он не принадлежал, было бы лишить его возможности слушать или читать Священное Писание, а также препятствовать ему в этом. Это то же самое, что лишить алчущую душу пищи духовной или воспрепятствовать дотянуться и отведать ее».
«Вопрос второй: Ясно и доступно ли изложено Священное Писание для понимания его читателями - христианами? Ответ: В Священном Писании можно обнаружить много «темных мест». Это относится и к отдельным словам, и к оборотам речи. Однако, содержащиеся в нем, основы вероучения ясны и понятны как для возрожденных, так и просвещенных Святым Духом. Из этого следует, что читатель сталкиваясь с определенными трудностями, но просвещенный Святым Духом и опирающийся на само Писание, придет к верному заключению и даст единственно приемлемое толкование, группируя обороты речи и отдельные слова согласно их внутренней связи и сопоставляя их между собой внутри каждой из групп, потому что Писание есть светильник и свет, просветляющий мысль верующих и просвещающий тьму!»
«Вопрос третий: Какие книги, по вашему мнению, достойны называться Священным Писанием?
Ответ: Священным Писанием мы называем все канонические книги, полученные и хранимые нами в качестве путеводной нити к нашей вере и нашему спасению. Это объясняется, главным образом, тем, что они сообщают нам Богодухновенное учение, достаточное как для наставления, так и для просвещения и совершенствования находящихся на пути к вере. Число канонических книг, в которые мы верим, определено Лаодикийским собором и признается до настоящего времени соборной и Православной Церковью Христовой, просвещенной Святым Духом. Апокрифическими же мы называем книги, не имеющие такого авторитета и одобрения от Святого Духа, как те, которые мы считаем каноническими». К последним относятся: Пятикнижие, Агиографы и Пророки, предназначенные Лаодикийским собором для чтения. Таким образом. Ветхий Завет состоит из 39 книг. К сокровищнице Нового Завета мы причисляем (27 книг) четыре Евангелия, Деяния апостолов, Послания святого апостола Павла, а также Соборные Послания, к которым прибавим еще Откровение, принадлежащее любимцу Господню Иоанну. Эти книги мы называем каноническими и признаем их Священным Писанием».
«Вопрос четвертый: Что мы должны думать об иконах? Ответ: То, чему учит нас Божественное Священное Писание: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Мы должны служить не творению, а одному только Творцу и создателю неба и земли, и только Его одного почитать. Но это не значит, что мы отвергаем славное и благородное искусство - живопись. Более того, мы считаем, что любой желающий вправе иметь изображения как Христа, так и святых. Нам ненавистно поклонение им и их почитание как действие, запрещенное Святым Духом в Священном Писании, чтобы мы, незаметно для себя, не стали почитать вместо Творца и Создателя - краски, мастерство художника и его творения. Тот, кто с нами не согласен, заблуждается, ибо мысль его окутана густейшим мраком, а сердце его окаменело. И, разумеется, лучше повиноваться заповеди Божьей, чем внимать суесловию людскому».
Какое-то время бытовало мнение, что «Исповедание», - это фальшивка: «не может же Вселенский патриарх писать такие вещи». «Скорее всего, это козни иезуитов с целью возбудить подозрения против Кирилла», так мыслили многие. Но интрига эта казалась слишком прозрачной: какой же патриарх будет печатать книги на латинском языке? Вскоре, после того как в 1631 г. Кирилл, дабы исключить всякие кривотолки, выпускает в свет новое издание, дополненное переводом на греческий язык, все сомнения рассеиваются. «Это ужасно!» - так считали тогда многие консервативные православные священнослужители.
Можно сказать, что весь предыдущий жизненный и духовный опыт Кирилла Лукариса был прелюдией и подготовкой к написанию этой книги, ставшей важнейшим документом православного реформаторского движения. Сегодня нам, православным обновленцам и реформатором XXI столетия, особенно важно обращаться к книге Кирилла Лукариса, видя Бога в истории нашей конфессии (в Православии) и подчеркивая свою преемственность.
Римо-Католическая пропагандистская машина умело использовала эти проявления недовольства. Регулярно, под председательством самого Папы римского, проводились собрания Конгрегации. Им было ясно одно: пока этот человек будет занимать патриарший престол, Риму придется забыть о соединении с Греческой Православной Церковью. Таким образом, союз между Римо-Католической Церковью и представителями прокатолического движения в Православной Церкви становился более сильным. Выразителем интересов союза в Константинополе становиться сначала французский, а затем английский посол. Несколько раз им удается отправить Кирилла в ссылку, как и второго Афанасия. Однажды, при активном содействии со стороны австрийского посланника, его едва силой не отправили в Рим. Первоначально такое решение принимают клирики патриархата. Дело доходит даже до предания Кирилла анафеме. А когда выясняется, что новые руководители церкви ведут к союзу с Римом, Кирилла, после нескольких лет ссылки, вновь возвращают. Но теперь, его влияние почти полностью утрачено. Укрепляются противодействующие ему силы, сжимается кольцо одиночества. После того, как его друг Леже возвращается на родину, неравная борьба патриарха-протестанта, которую он ведет из последних сил, вступает в свою завершающую стадию. Сразу после отъезда Леже, он пишет женевским пасторам: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться?».
Весной 1638 года дьявол, через некоторых продажных греческих епископов, римских иезуитов и турецкого султана, физически уничтожает великого православного реформатора, но Сам Иисус Христос говорил: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». (Матф.10:28)
Соперник Кирилла, претендент на патриарший престол, по иронии судьбы также носящий имя Кирилл (Кирилл Контари, епископ–контрреформатор из сирийского города Берия (Бейрут), который мечтал восстановить в Церкви поклонение иконам и мощам), договаривается с послом австрийского императора о том, чтобы с помощью подкупа окончательно сместить законного патриарха с престола. Вскоре, такая возможность им представилась. Турецкий султан и его великий визирь покинули столицу и отправились на войну. В этих условиях влиятельные защитники Кирилла не в силах были предпринять никаких контрмер против действий его врагов. Услышав от своего гонца из Константинополя о том, что Кирилл за его спиной ведет переговоры с врагами, султан тут же подписывает патриарху смертный приговор. После этого Кирилл был арестован и на корабле, на котором его должны были отправить в ссылку, был задушен и утоплен в море.
Таков мученический конец земной жизни этого великого человека, больше всего на свете желавшего вывести Православную Церковь из заблуждений и суеверий назад к чистоте учения Слова Божья.
Не смотря на смерть святителя Кирилла, то здесь, то там его ученики, посланные им в зарубежные университеты, предпринимали попытки распространить его идеи и то в одном месте, то в другом во время праздничных богослужений использовалось выпущенное им издание Нового Завета. Однако на четырех поместных соборах подряд, в работе которых принимали участие и его ученики, реформаторское учение патриарха Кирилла было предано анафеме. Это беззаконное деяние совершалось на поместных лжесоборах в Константинополе (Стамбуле) в 1638 г., буквально три месяца спустя после смерти святителя Кирилла, а также в Яссах (1640 г.), в Константинополе (1642 г.) и в Иерусалиме (1672 г.).
Всемогущий Бог наш сегодня совершает Свои чудеса, и уже в наше время, в XXI столетии, «Исповедание» святителя Кирилла нашло, наконец-то, отклик в мире современной Православной Церкви!
Современная Православная Обновленческая Церковь сегодня продолжает дело великого православного реформатора, вселенского патриарха Кирилла Лукариса и его «Восточное Исповедание Христианской Веры» стало основой для нашего Катехизиса и сильной вероучительной платформой для всех современных православных обновленцев и реформаторов.
На Поместном Православном Обновленческом Соборе 2003 года в Киеве, святитель Кирилл Лукарис был торжественно провозглашен и канонизирован, как просветитель и мученик. Фрагменты из «Статей» патриарха Кирилла приводились в тезисах сего освященного Собора и было принято решение об издании Катехизиса Реформаторского Православного Движения, активно прогрессирующего сегодня на всей территории бывшего СССР и уже давно нуждающегося в подобном издании.
В девятом тезисе Киевского Обновленческого Православного Собора прошлого года, участниками его было провозглашено: «мы отрекаемся от всяческих молитв «за упокой», «сорокоустов» и панихид. В современной Православной Церкви есть место лишь только для библейского взгляда на жизнь и смерть. «После сей жизни нет никакой возможности для покаяния» (свт. Кирилл Константинопольский)». Это было революционное заявление, и сегодня мы являемся единственной Православной юрисдикцией в Украине, которая молится исключительно за живых людей, что полностью соответствует Слову Божьему. Мы, православные христиане, через Библию освобождаемся сегодня от всякой ложной, оккультно-религиозной теории и практики. Иисус Христос сказал верующим: «познаете истину, и истина сделает вас свободными!» (Ин.8:32)
На том же Киевском Соборе, впервые после 1631 г. было заявлено, что истинно православные христиане признают согласно Божьему Слову лишь одного посредника и ходатая - Иисуса Христа, но полностью отвергают лжеучения о «посредничестве богородицы и святых»: «Мы, православные христиане, молимся, поклоняемся и служим лишь Единому Богу! (Мф.4:10) Время «настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе!» (Ин.4:23) Мы отрекаемся от молитв Марии, матери нашего Господа Иисуса, как унизительных перед памятью той, которая стала благословенной и счастливейшей среди женщин. (Лук.1:42) Мы почитаем память святых Божьих слуг, ушедших в блаженную вечность, подражаем их жизни (Евр. 13:7), но отрицаем всякие молитвы им, как противоречащие Библии». (из 1, 2 и 3 Тезисов Собора)
Пришло наконец то время нам, православным христианам, оставить всякое завуалированное и открытое многобожие (культ святых и ангелов) и идолопоклонство (поклонение мощам - человеческим останкам и иконам, крестам, предметам культа и т. д.) «Мы отрекаемся от всяких прежних и новых попыток заменять «истину Божию ложью», (Рим.1:25) «слово Божье преданием». (Мар.7:13) «Вожди слепые» (Матф.23:6, Матф.15:14) долго нас вели в пропасть, но мы вернулись к Истине – Слову Божьему, Библии!»
Настоящее Православие – это значит правильно славить Господа Бога Всемогущего, поклоняясь Ему в духе и истине! Кривославие – это молиться Марии, как «богородице», умершим святым и ангелам, целовать человеческие останки, «чудотворные» иконы и прочие атрибуты оккультного язычества и сатанизма.
Православие, обновленное Духом Святым, и омытое «банею водною посредством Слова» (Еф.5:26) да станет действительно живой Церковью и да принесет спасение и освобождение миллионам грешников, исцеление больному современному обществу и прославит Великого Бога!

_________

(В статье использованы материалы: «Восточное исповедание христианской веры» Патриарха Кирилла Лукариса, статьи реформатского профессора Мэйира, преподавателя Теологического Университета Голландии и материалы православных обновленческих газет «Знамя Христа» и «Живая Церковь» 2000-2011)

Комментарии

  1. Здравствуйте, уважаемый Архиепископ Сергей Журавлев. Большое Вам спасибо за статью "Святитель Кирилл Лукарис, Патриарх Вселенский и реформатор
    (1572-1638)" - прочел ее на сайте Киевской Еврейской Мессианской Общины. Статья очень укрепила меня и еще раз
    напомнила о доминантной роли Библии — Божьего Слова, Которое является
    наивысшим авторитетом и лекарством от всякого заблуждения. Как
    обрадовал меня Господь через эту статью!!! Еще раз — большое
    спасибо. Иван (frm7a-spm1@rambler.ru).

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Пророчество о последних временах, данное через пастора и пророка Филиппа Барнета (Киев, Украина)

Реформаторское православное, евангельское служение! Обновленческое движение XXI столетия! Обновление в Духе Святом! Реформация в Православии и во всем мировом Христианстве! #АрхиепископСергейЖуравлев #РПЦХС #КиевскаяАрхиепископия

Благодарю всех, кто молитвенно и финансово участвует в моем служении Господу! #АрхиепископСергейЖуравлев